?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Боян же вещий, если кому хотел песнь сложить, то растекался мыслью-белкой по Дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками." - зачин "Слова о полку Игореве".

Один из самых интересных, языческих по происхождению, фрагментов памятника древнерусской поэзии XII века "Слово о полку Игореве" описывает представления о мировом Древе.

Знаменитый для современников сказитель прошлого по имени Боян, творил основываясь на народной традиции, укоренившейся в фольклоре. С ним автор "Слова" ведет своеобразное соревнование, противопоставляя его "старым словесам" свои "новые былины". При этом автор "Слова" и сам неоднократно прибегает к стилизации под "старые словесы". Так, описывая манеру сочинения своего предшественника Бояна, он сравнивает её с путешествием в трёх мирах. В нижнем мире Боян это волк, в среднем мире он белка, а в верхнем мире орёл.

Одним из первых, кто обратил внимание на то, что слово, "мысль", здесь омонимично по звучанию диалектному слову "мысь", в значениим "белка", был литературовед Алексей Кузьмич Югов. Ему же принадлежит трактование множества "тёмных" и загадочных фрагментов "Слова". Таким образом, мы имеем пример омонимической игры в слова. Фраза на слух звучала и как "растекался (т.е. двигался) мыслью по дереву", и как "скакал белкой по дереву". Это мысль, которая движется в воображении сказителя, и белка на Мировом древе.

Одну белку на Мировом древе мы знаем - это белка Рататоск, которая постоянно скачет по древу Иггдрасиль, и передает известия от орла, который обитает в кроне, для дракона Нидхёгга, живущего в корнях . Белка - это посредник, связующее звено между "верхом" и "низом", совсем как мысль Бояна.

Рататоск белка
резво снуёт
по ясеню Иггдрасиль;
все речи орла
спешит отнести она
Нидхёггу вниз.

— Старшая Эдда, Речи Гримнира

Таким образом, древнерусские представления о Мировом древе не очень далеки от эддических. О том, что у фразы двойное омонимическое значение (мысль-белка), говорит и следующий фрагмент "Слова":

"О, Боян, соловей былого времени! Как бы ты эти битвы воспел! Скача, соловей, по мысленному Древу, летая умом под облаками, свивая славы нашим временам."

Здесь вместо представления о белке, общего с Эддой, появляется сравнение сказителя-гусляра Бояна и его мысли с соловьем, певчей птицей, также как белка скачущей по ветвям и обитающей на космическом Дереве, которое подчеркнуто называется автором текста "мысленным", то есть воображаемым. Соловья нет в описании Иггдрасиля, но он уже встречается в славянских брачных песнях в том же значении.

Итак, в первом описании Мирового Древа у "Слова" и "Эдды" совпадают и орёл (верхний мир), и белка (средний мир). Но есть еще волк, мир нижний, или лучше сказать дикий, "дивий". В описании Иггдрасиля упоминаются два волка, Сколль и Хати, преследующие Солнце и Месяц. Согласно скандинавской мифологии, когда Сколль очень близко приближается к Солнцу, случаются солнечные затмения. Соответственно, лунные затмения и ущерб Месяца вызывает приближение к нему волка Хати. Упомянутые волки, это дети Фенрира, брата змея Йормуганда, порождения хтонических сил, ведущие свой род от ётунов, великанов земли. У славян же зафиксированы суеверия, что затмения светил вызываются волколаками-оборотнями.

В контексте сравнения с космологией Эдды чрезвычайно показательно, что и в "Слове о полку Игореве" тема затмений светил является центральной. Так, по сюжету "Слова" солнечное затмение предшествует походу Игоря в земли половцев и служит для него роковым предзнаменованием (по летописи затмение случилось уже во время похода). Дальше рассказывается история Всеслава, последнего князя-язычника, оборотня и чародея, который в ночи, обернувшись волком, "перерыскивал путь великому Хорсу". Видимо, здесь опять же речь идет о затмении, на этот раз лунном или же убывающем месяце.

От этих общих рассуждений можно перейти к конкретным находкам древнерусской эпохи. Несколько артефактов, которые изображают орла на вершине Древа мира

ДМ1

ДМ2

1). Подвеска со знаком Рюриковичей, переосмысленном как Древо мира.
2). Наконечник ножен меча, также изображает орла, сидящего на вершине мирового дерева.
3). Самый интересный экземпляр, бронзовый наконечник пояса. На нем присутствует разделение на три сегмента (верхний, средний и нижний миры), где верхний мир доминирует над двумя оставшимися за счет масштаба, что напоминает композицию Збручского идола. На вершине уже знакомый нам сизый орёл, в середине Мировое Древо, изображенное с помощью растительных спиралей-волют, и в нижнем мире корни дерева, напоминающие одновременно личину какого-то хтонического существа.

Находки на территории Руси. Привеска со "знаком Рюриковичей" и фрагмент наконечника ножен меча. На обоих изображены хищные птицы на вершине Мирового Древа

Бронзовый наконечник пояса со следами серебрения.
Изображает орла на вершине мирового древа
Конец IX – середина X вв.
Частная коллекции (Чернигов).
Место находки не установлено.
Фото Александра Кайдуна.


Источник: http://vk.com/drevnosti

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
igorkondrashov
1 окт, 2014 19:03 (UTC)
Благодарю.
Борис Емельянов
2 окт, 2014 13:48 (UTC)
Присоединяюсь к благодарности.И хочу выразить сожаление по поводу того,что записи ваши в журнале редки,Сергей Трофимович.Пишите почаще,пожалуйста.В книгах Ваших, начиная с еще советских времен издания ни в одной не разачаровался.Каждая поистине золото.Верно сказано -" Сибирью прирастать будем " (С) И в литературном смысле тоже :)
Борис Емельянов
2 окт, 2014 16:12 (UTC)
Зашел в ссылку на источник.Очень интересно.
igorkondrashov
6 окт, 2014 10:37 (UTC)
Удивительные сходства обнаруживаются при сравнении битвы на Куликовом поле и на Косовом поле 15 июня 1389 года (менее чем через 10 лет после Куликового побоища). Воеводы сербские словно заранее знали о подходе османов к Косовому полю и сосредоточили свои войска так же в междуречье рек: Лаба и Ситница.
Интересна этимология названия рек. Лаба - семя судьбы, ну а Ситница говорит само за себя (от слова сито). Местность так же холмистая.
Предводитель войска турецкого - Мурад - был убит одним из двенадцати сербских воинов знатного рода(!), которые смогли прорваться сквозь превосходящее по численности войско османов(!).
Удивительно выглядит официальный исторический итог битвы: хоть турки формально одержали победу, но тут же ретировались. Победители так себя не ведут.
Как и в Руси, после победы на поле Куликовом, в Сербии после сражения на Косовом поле, стала зарождаться Сербская государственность из разрозненных княжеств.

Edited at 2014-10-06 10:39 (UTC)
igorkondrashov
6 окт, 2014 12:23 (UTC)
Сергей Трофимович, давно хотел обратиться к Тебе с просьбой.
В своё время Ты написал книгу "Ох, охота!" И кроме иных причин написания этой книги указал, на мой взгляд, основную: грядут крайне тяжёлые времена, когда человечеству придётся буквально выживать, а многие способности к выживанию "цивилизованный" человек утратил.
Суть просьбы: поскольку Ты являешься многоопытным человеком не только в делах литературы, кузницы и охоты, но так же и в пчеловодстве, напиши, пожалуйста, книгу об этом важном пласте человеческой культуры. Думаю, что эта книга будет весьма востребована и полезна Твоему читателю.
Заранее благодарен. С уважением.

Edited at 2014-10-06 12:24 (UTC)
igorkondrashov
14 окт, 2014 07:01 (UTC)
Слово "храм", на мой взгляд, является символом Мирового Древа. Оно, это слово, по-началу пугает так же, как и слово "прах", но, внимательно присмотревшись, можно обнаружить, что храм - это связующее звено Триединства между корнями "М" - мир мёртвых, преисподняя, стволом "Х" - местом нашего обитания, где Правый сеял (хоронил) семена жизни и, собственно, местом обитания Правого - "Ра".
Дмитрий Мережковский писал: "Храм - это то место, где проклятье достигает глубин преисподней, а откровенная молитва долетает до слуха Божьего".
Неплохой философский фильм о Древе Жизни снял в своё время Даррен Аронофски под названием "Фонтан".

Edited at 2014-10-14 07:46 (UTC)
Наталия Селивёрстова
16 окт, 2014 10:03 (UTC)
Благодарю! Интересно!
Очень хорошо об артефактах прошлого в своей последней книге "АллатРа" рассказывает Анастасия Новых. Книга есть в свободном доступе в Интернете. Там много любопытных мыслей по поводу прошлого. Рекомендую.
alexeyfadeev
21 ноя, 2014 08:42 (UTC)
> Согласно скандинавской мифологии, когда Сколль очень близко приближается к Солнцу, случаются солнечные затмения. Соответственно, лунные затмения и ущерб Месяца вызывает приближение к нему волка Хати.

В индийских Ведах схожую роль играют демоны Раху и Кету. Согласно астрологии Вед (Джьотиш) Раху и Кету отвечают за лунные узлы (точки пересечения орбиты Луны с эклиптикой). Во время солнечного затмения солнце и луна одновременно находятся в одном из этих узлов; во время лунного затмения - в разных узлах.
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Статьи за месяц

Ноябрь 2015
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars